Карелы
Неопытному глазу отличить карела от русского довольно трудно: Те же светлые волосы, светло голубые или серые глаза, почти тот-же древне-великорусский тип; и лишь при внимательном изучении карела находим в нём сильно выраженные , отличительные черты карельского племени.

Цвет лица у него всегда густо розовый, почти малиновый (по этой примете даже сами карелы отличают друг друга), овал лица обнаруживает скрытую скуластость, усы всегда светлее бороды (в особенности концы их и начало бороды), угловатое, длинное туловище поставлено на кротких ногах, руки несколько длинноваты. Карел хорошего среднего роста, вся фигура плотная, коренастая, а лицо всегда производит симпатичное впечатление.

Некрасивых карел, или отталкивающих лиц я почти не встречал, а дети , в общем, даже красивы. Характер карела тихий, ровный, мягкий: карел любит тишину, спокойствие, молчание, и поэтому в карельских деревнях царствует полнейшая тишина. В то же время он замкнут, мало общителен и часто недоверчив. Карелы ведут патриархальную жизнь, и нравы их не испорчены внешней культурой, от которой так пострадало соседнее русское население.

Карел честен до мелочей, никогда не обманет и не обворует. Мне случалось несколько раз забывать у карела какую нибудь вещь, и всегда она, спустя долгое время, доходила до меня за сотни вёрст, при этом вещь сдавалась с рук на руки и много прошла таких рук, прежде чем дошла по назначению. На мой вопрос, каким образом они нашли меня, когда я всё время ехал вперёд , сворачивал в бок, проезжал леса, реки, озёра, мне сказали: “Проезжал там месяц два тому назад какой то господин, оставил вещь…должно быть ты, вот и возьми её”. – Один раз я забыл дождевой плащ , и получил его месяц спустя за триста вёрст от места, где плащ оставил. В другой раз, в одной глухой деревушке, заброшенной среди лесов, я позабыл свой револьвер; и спустя четыре месяца получил его обратно в Петербурге, где меня разыскали и всё таки возвратили потерю. Это достаточно иллюстрирует честность карела. А кроме того, в характере его нет той жадности к деньгам, которою отличаются его русские соседи. За угощение проезжего он не хочет брать денег, или если берёт, то сколько – бы ни дали.


Как земледелец, карел часто за бесценок отдаёт плоды своего тяжёлого труда. Этим пользуются разные торговые хищники, и часто карел, которому и хорошо жилось бы дома при других условиях, должен идти в кабалу: наниматься на сплав леса, на выжигание древесного угля и пр. тяжёлый и плохо оплачиваемый труд. Одевается карел просто, и в костюме он потерял свою этнографическую особенность; только белая полотняная рубаха в летнее время и белые порты показывают на следы чуди, которая когда-то здесь жила.

На фото карелы не знавшие рабства до 1917 года