О.В. Николаенко пишет об особенностях менталитета карелов.
Многие этнографы замечали в карелах следующие черты.
Во-первых, то, что характер карел тихий, ровный, мягкий, миролюбивый. Они любят тишину и спокойствие.
Во-вторых, карелы доверчивы и гостеприимны. В этом и сейчас можно убедиться в любой из наших деревень, зайдя в гости к какой-нибудь бабушке-карелке. Вас тут же усадят за стол и начнут потчевать чаем с пирогами или с тем, что окажется припасено. Не напоить гостя чаем считается позором.
Карел честен до мелочей, никогда не обманет и не обворует, — пишет Круковский, рассказывая о том, что забытые им в карельских деревнях вещи неизменно возвращались к нему, иногда даже за сотни верст. Общеизвестно, что свои дома карелы прежде никогда не закрывали на замок. Украсть что-то у ближнего было страшным грехом.
Но и сегодня просто умиляет метла или палка, до сих пор приставляемые к двери.
Еще одна черта, присущая карелам — трудолюбие. В карельских сказках вы едва ли найдете персонаж, подобный русскому Емеле, живущему `по щучьему велению. Карел привык полагаться только на себя. Как поработаю — так и жить буду. А жилось карелам не очень-то легко. Вся жизнь карела проходила в труде ради хлеба насущного в суровых условиях севера.

Люди других национальностей, живущие рядом с карелами, иногда совершенно справедливо укоряют последних в том, что они чрезвычайно суеверны. Упрек этот справедлив, приняв христианство без понимания его, карел остался верен многим суевериям, которые держатся у него со времени язычества… и его молчаливость и замкнутость вероятнее всего можно объяснить нежеланием разгневать того или другого духа лишним словом, сказанным в недобрый час` (М. Круковский). Вот почему карелы старались не употреблять бранных слов (тем более, нецензурных), боясь накликать на себя беду.

Все этнографы в конце XIX — начале XX века отмечают абсолютную трезвость карел. Алкогольные напитки если и употреблялись, то весьма умеренно.

Карел -француз севера
Баданов В.Г., пишет, что С.М. Фесвитянинов в своем материале о жизни Ребольской волости Повенецкого уезда под названием «На границе с Финляндией» приводил весьма интересные зарисовки об особенностях местного «карельского племени»: «Карела вообще называют, за его живой характер,- сообщал он,- французом севера.

Он наделен недюжинным коммерческим талантом.
Финн мало способен к торговле и составляет плохую конкуренцию в этом отношении карелу. «В обращении карел,- продолжал С.М.Фесвитянинов,- особенно пограничный, вежлив, деликатен…Характер выдержанный, спокойный. Драки и буйства редки и считаются позором». «Местный карел очень любознателен, или, вернее, любопытен и охотник до разного рода слухов и «новостей»…он практичен и идет навстречу нововведениям по агрономии и сельскому хозяйству»,- такой вывод сделал автор материала о ребольских карелах.

Карел-сметливый
Читаем «У карел сильно развита сметливость, предприимчивость, чувство собственного достоинства, самостоятельность и независимость. Они обладают устойчивым и упорным характером. Летняя одежда: обычная крестьянская, зимняя: самоедская меховая одежда. В избе соединены жилое помещение и скотный двор, дом в 2 этажа. Традиционная пища: рыба в квашеном виде, хлеб». Карелы-людики живут преимущественно в Кондопожском и Медвежегорсом районах. В прошлом старшее поколение сохраняло представления о духах-хозяевах воды, леса, дома, хозяйственных построек, к ним обращались с помощью колдуна-заклинателя tietaja. От М.Пулькина заимствуем мысль, что почитание внешних сил благодати, в качестве которых выступают персонажи мифологии. Это на первых порах создание мира, природы, а затем творение Сампо, которое стало символом неиссякаемого благополучия, источника разнообразных благ, связанных с деятельностью крестьянского хозяйства.

Добавим, что особое место в жизни карела занимала баня. В ней не только парились и мылись, но также совершали многие обряды жизненного цикла и магические ритуалы. Строили баню обычно на берегу озера или реки, часто у самой воды. Топилась баня «по-черному» с помощью печи-каменки, которую складывали в углу при входе. Карелы – большие любители бани. Летом баню топили почти ежедневно, зимой – обычно раз в неделю. Баня была табуированным местом, поэтому в ней следовало разговаривать в полголоса, соблюдать чистоту. В отличие от соседних народов в карельской бане нельзя было стирать.

Карелы -сократы
В Примечаниях к «Карелия, или заточение Марфы Иоанновны Романовой. Описательное стихотворение», Федора Глинка, есть такое:
Жители Олонецкой губернии отличаются особенным, холодным, рассудительным умом, и сократическое чело (как его видим на бюстах Сократа) часто встречается под шапкою карельского крестьянина и есть признак здравого, светлого ума.

Карел и навыки выжить в лесу.
И.Рябоев до того как стал молотобойцем на Кончезерском заводе, мог быть частным углежогом, делать крицы. В Примечании №7 к «Карелии» читаем,
 
«Крестьяне, кареляки, сами плавят руду в сыродутных горнах и выковывают железо ручными молотами. Винтовки составляют, употребляя для того нарочито улучшенное железо, таким образом: складывают два железных бруска и, с соблюдением внутри пустоты, выковывают ствол, который потом сверлят в особенном станке с таким искусством, что нельзя не подивиться мастерству простых поселян в этом селе. Чeрез такое сверление образуется сперва канал, а потом уже, как они говорят, нарезывается внутри винт, отчего и орудие называется винтовкой. Замок самый простой, малосложный и странного продолговатого вида, но имеет свою особенную удобность.
Карельская винтовка отличается тем, что требует весьма мало пороху, а именно — иногда не более 1/4 золотника на заряд, но далеко и бойко (на 30 сажен в цель). Это разуметь должно только о самом малом калибре. Выстрел бывает очень незвонкий, иногда не громче звука, издаваемого хлыстом, почему на карельском языке звук винтовки называется вицею, что также означает хлыст. Из сих-то винтовок карельские стрелки бьют белку и рябчика дробной пулькой в голову»