Бывший генеральный директор Национального архива Юсси Нуортева отвергает недавние обвинения России в адрес Финляндии как необоснованные. По его словам, подготовленный в Карелии односторонний “процесс о геноциде” не имеет никакого международного веса.
 
Первый заместитель секретаря Совета безопасности РФ генерал Рашид Нургалиев 27 июня опубликовал обширную статью, в которой утверждает, что Финляндия “стремится к реваншу”, то есть к возвращению территорий, утраченных ею по итогам Зимней и войны-продолжения.

Бывший генеральный директор Национального архива Юсси Нуортева не был ошеломлен, когда на этой неделе из российской Карелии стали поступать новые новости о “процессе о геноциде” против Финляндии.

По словам Нуортева, намеки на показательный процесс против Финляндии поступали уже в течение несколько лет, так что это было лишь вопросом времени, когда Россия осуществит свой давно запланированный юридический спектакль.

– Они разработали теорию, что Финляндия снова будет стремиться вернуться к тем своим целям, которые были во время войны-продолжения. На самом деле для этого нет никаких оснований, но это то, с чего они сейчас хотят начать наказывать Финляндию, говорит Нуортева.

Первый заместитель секретаря Совета безопасности России, генерал Рашид Нургалиев 27 июня опубликовалобширную статью, в которой утверждает, что Финляндия “стремится к реваншу”, то есть к возвращению потерянных ею по итогам Зимней войны и войны-продолжения территорий.

Нургалиев утверждает, что Финляндия виновата в геноциде советского гражданского населения во время войны-продолжения, и рисует картину, как нынешняя Нато-Финляндия ”вынашивает новые чудовищные планы по уничтожению славян” и продвигает “проект Великой Финляндии”.

27 июня прокуратура Республики Карелия также объявила, что по требованию Генпрокурора России обратилась в Верховный суд республики с просьбой признать действия Финляндии в Восточной Карелии во время войны-продолжения “геноцидом”.

По словам Нуортева, к претензиям России следует относиться спокойно, поскольку Финляндии нечего скрывать о событиях прошлой войны. Например, Финляндия точно зафиксировала количество людей, погибших в лагерях для военнопленных и гражданских лиц, находившихся под ее управлением.

– Все финские документы военного времени находятся в открытом доступе в Национальном архиве Финляндии, так что нам больше нечего скрывать, отмечает Нуортева.

– Однако Россия по какой-то причине не использует эту информацию, а делает свои заявления, не обязательно имеющие что-то общее с реальностью. Например, предполагаемое число погибших завышено примерно в два раза, но у других нет возможности оценить, на чем основаны эти цифры.

Собственные российские архивы военного времени до сих пор в основном закрыты. Кроме того, в настоящее время российская служба безопасности занимается тем, что намеренно раскрывает общественности некоторые документы, отобранные службой безопасности ФСБ.

– В России теперь наказуемо даже сравнивать действия нацистской Германии и режима Иосифа Сталина. С таким тоталитарным государством нельзя вести критические дискуссии об истории, и нельзя принимать всерьез эти новые претензии Россиив адрес Финляндии, однозначно утверждает Нуортева.

В недавно опубликованной Советом безопасности России статье и в российских СМИ содержится множество подробных страшилок о зверствах, якобы совершенных Финляндией во время Второй мировой войны. По мнению Нуортева, нет смысла реагировать на них или опровергать их, потому что именно в это и пытаются втянуть Финляндию кремлевские пропагандисты.

– Россия конкретно хочет, чтобы в Финляндии сейчас начали обсуждать навязываемую ими повестку дня. Поэтому реагировать на эти отдельные обвинения совершенно бессмысленно.

ПО СЛОВАМ Нуортева, разработанный Россией односторонний процесс о геноциде – это политический спектакль, не имеющий никакого международного веса.

 

В конце Второй мировой войны союзники под руководством Советского Союза создали Контрольную комиссию по Финляндии, предъявившую Финляндии те требования, которые она в то время посчитала уместными, включая суд над военными преступниками и выплату военных репараций.

 

– Согласно международному праву, Россия не та страна, которая могла бы в одиночку возбудить дело против Финляндии. Требования Союзной контрольной комиссии уже были однажды удовлетворены, поэтому повторное рассмотрение того же дела невозможно, тем более что все участники того времени уже умерли, говорит Нуортева.

Нуортева также напоминает, что после войны-продолжения Финляндия добровольно расследовала злодеяния, совершенные ее солдатами, а также привлекла их к ответственности за военные преступления.

– Союзная контрольная комиссия потребовала заключения под стражу 61 человека, но помимо этого Финляндия по собственной инициативе расследовала около 3 000 различных дел. Из них 1 400 человек были привлечены к ответственности, и состоялось 910 судебных процессов, в результате которых было вынесено до 100 пожизненных приговоров, перечисляет говорит Нуортева.

– Эти судебные процессы проводились не из-за желания угодить Контрольной комиссии. Финляндия сама хотела показать, что является правовым государством и что есть вещи, которые неприемлемы.

Россия пока не назвала более точные сроки предстоящего судебного процесса, но не исключено, что “приговор” Финляндии может быть оглашен в сентябре.

30 сентября в российской Карелии отмечается праздник под названием “День освобождения от фашистских оккупантов”. В этом году 19 сентября исполняется 80 лет со дня окончания войны-продолжения, но Россия считает 30 сентября 1944 года датой полного освобождения Карелии от финско-германской оккупации.
Источник: is.fi