Еще столетие назад считалось обыденным, что слова заклинаний обладают силой исцелять и разрушать, поднимать дух и отгонять чертей. У каждого карельского и финского рода был целитель, знавший, помимо прочего, «слова о гематологическом барьере», позволяющие остановить кровотечение. Некоторые из заклинаний были более приземленными и использовались в повседневной жизни, от животноводства до обезболивания.

Когда человек хотел управлять сверхъестественными силами и влиять на ход событий, использовалась сила слова. Профессор Анна-Леена Сиикала, изучавшая заклинания, в своей книге «Suomalainen shamanismi» пишет, что слова, используемые в заклинаниях, как считалось, находились в реальной связи с их целью. В словах о сверхъестественных явлениях или существах их объектом была сила или люди. Также рассказ о мощных действиях и событиях снова актуализировал эти события.

Одним из старейших зафиксированных финских заклинаний является огненное заклинание, произнесенное карельским поэтом Петри Шемейкой (1821/1825–1915). Финский исследователь народной музыки, композитор и журналист Армас Лаунис записал ее на граммофон в 1905 году.

Рождение, молитва, экзорцизм и история

Заклинания использовались для многих целей, таких как исцеление, скотоводство и охота. Некоторые из заклинаний, например бытовые, использовались более широко, и традиция передавалась в народе из уст в уста. Некоторые из них были более секретными и принадлежали только определенным целителям и ученым.

Заклинание можно было произносить, шептать, думать или петь. Исполнение выбиралось по ситуации, иногда сочетая все стили: от тихого бормотания до пения. Правильное изложение и формулировка были важны, но заклинания также модифицировались в соответствии с диалектом и поговорками местности.

В передаче о карельских обычаях 1965 года была показана редкая демонстрация, когда Эльми Цоккинен из Суоярви исполняла заклинания. В сауне, устроенной в студии, Цоккинен купает куклу и произносит заклинание.

Сначала Цоккинен исполняет так называемую измерение, т. е. исследует расстояния между членами и разными половинами тела, поскольку когда-то считалось, что многие недуги вызваны асимметрией тела. Затем он брызгает на печь водой и произносит, среди прочего, слова «Дерево тепло, камень теплый, пот старого Вяйнямёйнена». Сидя на палубе, он произносит заклинание и гладит куколку по спинке.

Заклинания часто делятся на четыре группы: рождение, молитва, экзорцизм и заклинания истории или притчи. Заклинания рождения основаны на знании происхождения вызываемого объекта, то есть рождения, и его объявлении. Молитвенные заклинания похожи на молитву, но считается, что они действуют напрямую, и повторение слов создает желаемое чудо. Заклинания экзорцизма принимают форму приказов или запретов. В повествовательном заклинании или заклинании-сравнении описывается событие, которое вы хотите вызвать в ситуации исцеления. Многие сюжетные заклинания пришли из христианской эпохи и обычно рассказывают историю из жизни Иисуса или святого, соответствующую ситуации.

Бытие, или мифическое происхождение чего-либо, было важной частью древнего мировоззрения. Считалось, что вещами можно управлять, зная их происхождение и наложив заклинания на возникновение и развитие, например, болезни, врага, железа, крови или зверя, можно было повлиять на это. Например, слова рождения змей использовались, чтобы отогнать их и укусить. В приведенном ниже примере вы можете услышать заклинание змеи, произнесенное Пеккой Туовиненом (1892-1961). Туовинен был внушающим страх ведьмой и ученым, жившим в Валтимо в Северной Карелии и обучавшимся своим навыкам у своего отца. Во втором примере Дженни Лампинен , родившаяся в венском Ухтуа в 1888 году, творит огненное заклинание.

Исцеляющее заклинание

Одним из наиболее известных применений заклинаний было исцеление. Почти каждая болезнь и недуг имели свои заклинания.

Эффекты заклинаний изучены довольно мало. С медицинской точки зрения они объясняются внушением. Вера в силу заклинания может вызвать исцеление, аналогично эффекту плацебо.

Остановить кровь или остановить ее силой слова и воли – известный способ во многих народах. На рубеже 20-го века пробки для крови все еще существовали почти на каждой ферме Финляндии, а в некоторых случаях даже больше. В отрывке, первоначально записанном в 1973 году, слышно , как Яакко Кёпонен, живший в деревне Суоярви в Карелии, произносит кровопускающее заклинание. Если рана была нанесена ножом, нож кусали и накладывали заклинание, затем дули и плевали. Плевок был распространенным электроинструментом, используемым в связи с заклинаниями.

Заклинания на финском языке были зафиксированы и с российской стороны. В «Тальтио» 1937 года Паро Мяги , родившийся в деревне Вяйкюля в Инкери, произносит кровоостанавливающее заклинание. Во втором отрывке можно услышать приворот на кровотечение и приворот от воспалений от уроженки Карелии Ольги Гепоахо .

Полностью прочесть статью, аглавное прослушать и посмотреть  заклинания можно по ссылке, опубликованной

https://yle.fi/aihe/artikkeli/2016/04/21/etta-pahat-paraneisi-loitsujen-jaljilla