Повѣрья поморовъ.

Въ Поморьѣ, въ патрiархальной жизни котораго современная цивилизацiя не успѣла еще пробить замѣтной бреши, повѣрьямъ отводится почетное мѣсто и эти послѣднiя не могутъ не представлять интереса, ибо въ нихъ отражается тотъ духовный мiръ, которымъ живетъ малокультурный поморъ, вѣрящiй въ сверхестественную силу разныхъ «жировыхъ», «жихорей» и т. п. духовъ, созданныхъ его-же собственнымъ воображенiемъ. Привожу любопытное представленiе о вселенной, записанное мною со словъ Сумской мѣщанки Анны Семеновой Дуровой.

По народному представленiю, небо не имѣетъ ни начала, ни конца. На немъ протекаютъ молочныя рѣки, находятся золотыя горы, на которыхъ растутъ деревья съ золотыми плодами и обитаютъ мертвые люди: старые изъ нихъ сидятъ въ золотыхъ домахъ, а молодые катаются съ золотыхъ горъ на чункахъ (салазкахъ). Небо находится отъ земли очень далеко, но насколько далеко – этого никто не знаетъ. За видимымъ небомъ есть еще нѣсколько небесъ, при чемъ на самомъ верхнемъ изъ нихъ живетъ самъ Богъ съ Пресвятою Богородицею и ангелами-хранителями. Небо открывается во время грозы. Въ поломъ (открытомъ) небѣ видали ходящихъ людей въ бѣлоснѣжныхъ одеждахъ и навѣшанныя рядами горящiя лампады… По народному повѣрiю, въ это время можно испросить у Бога всего, чего хочешь, напр., отпущенiя грѣховъ, долгой жизни, богатства, славы, почестей и т. п.

Солнце, по народному представленiю, − пекетъ (грѣетъ) отъ лица Божiя. Оно ходитъ кругомъ земли, по небесному пространству. Земля-же стоитъ на трехъ китахъ. Солнце уходитъ послѣ заката за лѣсъ («садится за лѣсъ»). Многiе считаютъ солнце за женщину, что видно изъ существующей въ народѣ пословицы – «солнце – сестра, а братъ − мѣсяцъ»…

Луна, или мѣсяцъ, какъ ее обычно называютъ, по народному представленiю «пекетъ» отъ главы Божiей. Она, такъ-же какъ и солнце, ходитъ вокругъ земли. Луна не закатывается, а лишь дѣлается невидимою. По поводу того, что луна свѣтитъ ночью, а солнце днемъ, существуетъ въ народѣ интересная легенда. «Когда Каинъ убилъ Авеля, то это преступленiе видѣлъ мѣсяцъ, находившiйся невдалекѣ и разсказалъ о немъ солнцу. Когда Каинъ узналъ, что его преступленiе раскрыто мѣсяцемъ, онъ рѣшился отомстить послѣднему, для чего и придумалъ высмолить его, т. е. вымазать смолой.
 
До того-же мѣсяцъ былъ такъ-же красивъ и свѣтилъ такъ-же ярко, какъ и солнце. Взобравшись на мѣсяцъ съ ведромъ смолы и помазомъ, онъ высмолилъ его такъ, что послѣднiй пересталъ свѣтить днемъ и сдѣлался блѣднымъ, потерявъ свой прежнiй цвѣтъ и видъ. Мѣсяцъ-же, будто-бы, забралъ въ себя за это Каина и поднялся съ нимъ на небо. Такъ Каинъ и до сихъ поръ стоитъ тамъ съ ведромъ и помазомъ въ рукахъ и съ расширенными ногами. Послѣ сего происшествiя солнце, будто-бы, не стало дружиться съ мѣсяцемъ, почему они и стали свѣтить въ разное время: одно – днемъ, а другой – ночью.

Кометы, или «звѣзды съ дымовыми хвостами», − какъ ихъ называютъ поморы, по повѣрью послѣднихъ являются съ неба и виснутъ (висятъ) ниже облаковъ; ихъ посылаетъ Богъ «на обращенiе» людей (для смиренiя или прощенiя въ грѣхахъ). Звѣзды съ дымовыми хвостами служатъ предвѣстниками какого-либо важнаго мiроваго событiя. Поморы говорятъ, что гдѣ такая звѣзда покажется, т. е. въ какомъ государствѣ, то это государство черезъ три года постигнетъ какое-либо несчастiе: война, голодъ, или что-либо другое.

Звѣзды падаютъ зимой къ морозу, а лѣтомъ – къ теплу. Радуга, или «дождяная дуга», какъ ее называютъ поморы, по повѣрью-же послѣднихъ, − поднимаетъ воду на небо для людей, живущихъ тамъ, при чемъ по поводу ея разноцвѣтности говорятъ, что она будто бы беретъ въ себя разныя воды, какъ-то: морскую – для купанiя небожителей, рѣчную – для питья и озерную – для мытья.

Звѣзды есть украшенiя ризы Господней.
Созвѣздiе «большую медвѣдицу» называютъ «лосью», очевидно, за ея сходство съ лосью; она служитъ указателемъ времени: «Лось повернулся внизъ рогами, значитъ, скоро утро» − говорятъ поморы. Созвѣздiе «малую медвѣдицу» называютъ «моисеевой палицей», три звѣзды – «жезломъ Моисея» и т. д.

Народъ вѣритъ, что грозы производитъ Илья пророкъ, разъѣзжающiй по небу на огненной колесницѣ, отъ которой, а также и отъ впряженныхъ въ колесницу огненныхъ же коней и сверкаетъ огнемъ (молнiей). Зимой грозъ не бываетъ потому, что въ это время Илья пророкъ не ѣздитъ по небу. Пожаръ, вызванный ударомъ молнiи, тушатъ слѣдующимъ образомъ: къ горящему отъ молнiи дому притаскиваютъ нѣсколько карбасовъ, которые наполняютъ водой, наношенной изъ рѣки ушатами и котлами, при чемъ въ воду подливаютъ молока и чѣмъ его льютъ больше, тѣмъ скорѣе тушится пожаръ; безъ молока же, т. е. одною водой, пожаръ, возникшiй отъ молнiи, потушить невозможно.
 
Во время грозы не завѣшиваютъ занавѣсями оконъ, а оставляютъ ихъ открытыми, ибо, по народному повѣрью, чортъ прячется за занавѣски, деревья, животныхъ и людей отъ преслѣдующей его стрѣлы.
Застигнутые грозою поморъ или поморка не бѣгутъ и не прячутся, а остаются на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ ихъ накрыла (захватила) гроза.

По народному повѣрью, − первый громъ предвѣщаетъ долгую жизнь на землѣ всѣмъ людямъ-христiанамъ.
Вода послѣ грозы считается цѣлебной; почему многiе, въ особенности изъ молодыхъ людей, становятся подъ дождь, чтобы подрости повыше и быть здоровыми.

Народъ убѣжденъ, что вѣтры происходятъ отъ дыханiя Божiя и они есть – Духъ Святой. Живутъ они на небѣ и повинуются своему Старшему – Богу. Въ народѣ существуютъ такiя названiя вѣтровъ: «встокъ» − вѣтеръ, дующiй съ восхода солнца;«обѣдникъ», − дующiй съ Ю-В;
«лѣтнiй», − дующiй съ Ю; «шолонникъ», − дующiй съ Ю-З; «западъ», − дующiй съ З;
«побережникъ», − дующiй съ С-З; «сѣверъ», − дующiй съ С;«полунощникъ», − дующiй съ С-В;
«межникъ» − дующiй съ В-Ю-В…

Въ народѣ существуетъ «призывъ» вѣтра, совершающiйся слѣдующимъ образомъ: когда ѣдутъ въ карбасѣ въ безвѣтренную погоду, то кто-нибудь изъ находящихся въ карбасѣ встаетъ на ноги и начинаетъ щипать (царапать) мачту, на которой находится парусъ, приговаривая: «Бѣлька, бѣлька, бѣлолапко, бѣлолапушко»… Другiе-же въ это время свищутъ, тоже приговаривая: «припади ко вѣтерка, у насъ лодка не ходка!…» и т. д.

А. А. Каменевъ.