РОЖДЕНИЕ КАРЕЛИИ


Заволочская чудь происходит, видимо, от общей для всех прибалтийско-финских народов основы, носители которой в свое время пришли в Финляндию, Водскую землю, Ингрию и Карелию, а также в далекие таежные районы северо-востока. Существование этой общей основы наилучшим образом объясняет многие культурные параллели, которые ранее считались результатом далеко зашедшей на восток миграции финнов из западных районов Финляндии. Как прибалтийская, так и заволочская чудь имеют общие корни, что подтверждается этнонимикой и общим ареалом расселения.
В эпоху викингов и крестовых походов в регионе Белого моря было известно население, именовавшееся биармами. Скандинавские саги рассказывают о морских поездках в землю биармов, о существовании «потусторонней» и «сиюсторонней» Биармии говорят и другие источники.

Вся их совокупность свидетельствует о том, что Биармия располагалась на побережье Белого моря. Еще в начале Нового времени многие географические карты локазовали Биармию по обоим берегам Кандалакшского залива, а также на территории, прилегающей к устью Северной Двины. Сведения об этнической принадлежности биармов носят разноречивый характер. Скандинавские источники ясно указывают на их принадлежность к финноязычному населению. Так, в описании грабительских походов XI века, между прочим, говорится об уничтожении изображения языческого божества Юмалы. Биармы, как и жившее к северо-востоку от Северной Двины племя коми (зыряне), стали известны благодаря пушному промыслу и торговлей шкурками. Очевидно, что под биармами имелись в виду обитавшие в окрестностях Беломорья охотники и торговцы пушниной, независимо от их этнической принадлежности, поскольку то был огромный регион таежного промысла, откуда меха поставлялись на юг через расположенный в среднем течении Волги Великий Булгар.

Наиболее древняя топонимика побережья Белого моря имеет финно-угорскую и прибалтийско-финскую основу, о чем свидетельствует устав новгородского князя Святослава 1137 г. о церковных налогах, взимавшихся на обширных северных территориях в пользу новгородского епископа. Мы знаем, что в древнейшие времена в этом регионе кочевали вепсы, заволочекая чудь, коми, а во времена викингов объявились промышлявшие здесь карелы. В нашем распоряжении имеются сведения по крайней мере о двух ранних карельских погостах на южном побережье Кольского полуострова. Карелы на протяжении всего Средневековья были признанными торговцами, маршруты их торговых экспедиций были весьма протяженными, в том числе они ходили и на финскую территорию.

Мы с большой долей уверенности можем считать, что карелы составляли существенную часть биармского населения в окрестностях Беломорья. Торговые связи биармийцев с югом были прерваны в 1240-х гг. монгольским нашествием, которое уничтожило Булгарскос царство и привело к подчинению почти всей Руси. Под натиском монголов, усилившим русскую миграцию, заволочекая чудь и карелы вынуждены были отойти с побережья Белого моря к западу, во внутренние таежные районы. Некоторые источники указывают, что.биармийские карелы бежали вплоть до берегов Финмаркена. Проблематичным представляется вопрос о происхождении еми.

Русские летописи говорят о военных столкновениях еми и Новгорода, начиная с первой половины XII века. Первые упоминания не содержат каких-либо географических ориентиров, тогда как более поздние ясно указывают на Емь (Хяме). Летопись под 1137 годом называет погост Емь, расположенный на Емце, западном притоке Северной Двины. Вряд-ли у еми (Хяме) и еми на Емце имеются общие исторические связи, хотя археологический материал восточного Хяме свидетельствует о восточном влиянии, а топонимика подтверждает миграцию населения с восточных территорий.

Емь района Хяме следует считать не западнофинским, а смешанным племенем, в котором произошел сплав западнофинского, саамского и карельского этнического элемента. Можно, таким образом, говорить о том, что начиная с XI века вся территория к северу от Финского залива, с запада на восток, была ареалом расселения финнов, еми, карел и заволочской чуди. Соответственно, можно говорить о территориях эстонцев, води, чуди, ижоры (в XIII веке) и вепсов на южном берегу Финского залива. Все эти племена сформировались в результате слияния разных этнических элементов, но у всех в основе лежал общий прафинский пласт и все они были ближайшими родственниками друг другу как в этническом, так и языковом отношении. В период викингов и крестовых походов население и территорию этих племен целесообразно рассматривать как единое целое.


В XII столетии емь, карелы и заволочская чудь уже явственно отличались друг от друга как по своей культуре, так и в отношении своих внешних контактов. Емь развивалась, поддерживая тесные связи с финнами и шведами, карелы — с Новгородом, тогда как заволочская чудь оказалась в орбите влияния территорий бассейна Волги и Волхова. Ижорское племя формировалось по обеим берегам Невской торговой артерии, главным образом из водского, чудского и карельского этнического элемента.
Карелы жили в виде многочисленных разрозненных племенных образований на территории, превосходившей современную Финляндию, но на которой насчитывалось едва-ли 30 тыс. обитателей.

// Во многом согласен со словами автора, кроме конечно того, что Заволочкая чудь с 12 века отличалась от карел, судя по имеющимся историческим свидетельствам и приведённым ниже картам Хольмград – Кольмград – Колмолгоры – Холомогоры ещё долго был одним из центров Северной Карелии и как минимум до 17 века племена населявшие Северную Двину относились к карельскому племени и ничем не отличались например от “Тверской Карелии”. И только после 17 века этот край будет руссифицирован и происходить это будет точно также как это можно сегодня наблюдать на территории Карелии. Богатый прекрасный край населённый честными и благородными людьми потихоньку превратиться в гнилое место с названием Россия. А карельское племя в русский сброд не помнящий ни родства, ни своей истории.