Книга с таким названием была издана в 2012 году. Но если договаривать до конца, речь идет не об исчезновении языков, а об исчезновении народов. Это легко отследить по переписям населения: число некоторых крупных народов России всего за восемь лет уменьшилось на четверть, а то и на треть.
 
Сначала теряется язык, потом – культура, за ней следует смена национального самосознания. Последние барьеры к смене национальной идентичности – это внешность и религия. Потеря языка – это первое звено в цепочке, которая приводит к исчезновению народа.
 
Бывает и по-другому: ирландцы перешли на английский, но не перестали от этого быть ирландцами.
 
Но в России все работает именно так: деды переходят на русский язык, сыновья теряют национальную культуру, внуки считают себя русскими.
 
Обычно об этом говорят как о целенаправленной русификации. И правильно делают, ведь на самом деле чиновники, определяющие национальную и языковую политику, ставят своей целью растворение других народов в русских. Это началось ещё в XIX веке, уже тогда действительно могли сказать о том, что нужно, чтобы такие-то обрусели, такой-то язык следует запретить, а таких-то надо обратить в христианство.
А сейчас… еще в советское время была создана ситуация, в которой большинство национальных языков исключено из всех сфер жизни – кроме быта. В большинстве республик общение на национальном языке в городе – дело постыдное. Быть русским всегда престижнее, а названия некоторых народов остаются синонимами необразованности и дикости.
 
Естественно, в таких обстоятельствах люди продолжают переходить на русский, а изучение языка республики в школе воспринимается как ненужное. При этом попытки изменить эту ситуацию в пользу национальных языков и других идентичностей считаются экстремизмом.
Об этом нашей организации, как раз очень хорошо объяснила в прошлом уличная русская шпана, которая в настоящее время занимает все посты во власти Карелии. Как кстати и бывшие проститутки и создатели порностудий.
Такое же положение вещей в настоящее время мы наблюдаем и в большинстве других национальных республиках Карелии.
 
И это положение ведет к исчезновению народов в России. В этом стоит отдавать себе отчет. Если ничего не изменится – народы исчезнут. Когда? Лидеры по ассимиляции – карелы и коми – должны дойти до состояния малочисленных за пару ближайших десятков лет.
 
Зная эту перспективу, можно принять для себя решение. Кого-то такое будущее может устраивать, кого-то – нет. И если оно не устраивает, то можно кое-что сделать, чтобы его изменить.
В этой книге много говорится об обучении языку в детском саду и школе, о языковых лагерях, о языковых правах и законодательстве:
 
Но она ничего не говорит о том, как меняется отношение к языку и национальной идентичности в обществе.
 
Некоторые считают что здесь есть две ключевые вещи.
 
Во-первых, нужно разрушить неписаный запрет на общение на национальном языке в общественных ситуациях. Пусть хоть один человек в городе начнет во всех ситуациях обращаться к незнакомым людям на родном языке, и переходит на русский только если его не понимают. Приятным этот опыт не назовешь – приходится сталкиваться с хамством ” богоизбранной” нации.
 
Во-вторых, должны быть созданы сферы, в которых общение на национальном языке является практически обязательным. Для удмуртов такой сферой стало современное искусство, для татар и бурят – религия, в некоторой степени. Это может быть какая-то отрасль экономики, какая-то часть журналистики, общественные организации какой-то специализации, один из видов искусства или спорта. И если такая сфера была создана или уже существует, то все ее участники должны взять за правило не переходить на русский, общаясь в этой сфере.
Эти две вещи могут серьезно замедлить исчезновение языков и народов, а там, где ситуация не столь критична, – и обратить процессы вспять.
 
По нашему мнению к предложенным мерам нужно добавить еще одну: развитие сельскохозяйственной и промышленной инфраструктуры и бизнеса в национальных республиках так, чтобы сделать карьерный рост внутри (!) общности говорящей на том или ином национальном языке более привлекательным, чем там где делают карьеру “на русском”. В рост благосостояния не зависимо от центра всё упирается.
 
Для достижения этих целей просто необходимо создание карельской организации, которая не только могла общаться с нынешней властью воров и бездельников, но защищала бы права и интересы карельского народа.