Поморы и Карелы — братские народы.

Описание поморского быта.

Поморская семья во многом походила на карельскую , устои правила и семейные обычаи были практически такими же как и у карел, что объясняется , тем что поморы не просто переняли у нас наши традиции но и и были когда- то частью карельского этноса.
Об уважении в семье.

«Поморская семья – своеобразный мир, отличала его взаимная
уважительность всех ее членов. Раньше Дашек да Палашек здесь не
встретишь, малыши Дарьюшки да Полюшки, девушки Дашеньки да Пелагеюшки, а вышли замуж – уже и по батюшке величают»[ Гемп К.П.Сказ о Беломорье.

Словарь поморских речений. М.: Наука, – 2004. – 637с.].
Отца величали батюшкой, мать – мамушкой, а крестную – матушкой. У всех членов семьи был ярко выражен общий семейный интерес к делу. Работаем на строительстве дома, судна, на промысле – все семьей. До тех пор пока не разлетались из гнезда дочери и сыновья, всем заправляли отец и мать на равных. Только мать не касалась корабельных дел. Все подчинялись отцу-матери без прекословия, уважительно относились ко всем старшим родичам, особенно к крестным.
Поморское воспитание
Мальчики с детства видели, что женщина справляется с обязанностями главы семейства наравне с мужчинами, что ее уважают и слушаются все родственники. Поэтому, становясь мужчинами, молодые поморы относились к своим собственным женам с уважением. Девочки также понимали, что от женщины зависит очень многое, и молодые поморки вели себя с большим достоинством. В поморской среде даже не употреблялось русское слово «баба», которое считалось унизительным. Женщин поморы называли и называют «жонками».
Матерные слова среди поморов были запрещены, и даже на дальних
промыслах, в чисто мужской компании матерная брань считалась большим оскорблением для общества. Материться среди детей или женщин мог позволить себе только сумасшедший.
Воровство среди поморов полностью отсутствовало, и совсем еще недавно.дома в Поморье не закрывались на замок. Хозяину достаточно было приставить к дверям палку, которая означала, что хозяев нет дома и никто не смел войти в дом.
Все эти особенности поведения воспитывались с детства, в семьях, а традиции общественного устройства в Поморье передавались из поколения в поколение.
Морская деятельность рано вызвала к жизни потребности в грамотных людях, а постоянные контакты поморов с официальными представителями власти и с иностранцами способствовали развитию грамотности среди значительной части мужского и даже женского населения, наблюдавшейся в XVIII веке.
Повсеместно в Поморье было распространено «почитание книжное», которому детей начинали учить с наступлением отрочества – пятилетнего возраста. В поморском народном календаре для начала обучения грамоте даже была выделена особая дата – Наумов день (14 декабря), когда пятилетнему
ребенку родители впервые давали азбуку.

По достижении юношеского возраста многие молодые поморы отправлялись на двух – трехлетнее обучение в местные старообрядческие скиты. Все эти особенности воспитания детей возникли не случайно и не за одно столетие. Увы,
российским исследователям всегда не хватало знаний о поморах, об истории Поморья и о поморской культуре.[ Буторина Т. С. Поморская семья – основа народной педагогики / Т. С. Буторина, С. С. Щекина. – Архангельск : АО ИППК, 1999. – 101с. ]
Среди ярких представителей поморского народа особо выделяется фигура ученого Михайлы Ломоносова, появление которой нередко истолковывают, как неоспоримое доказательство того, что гений может возникнуть в любом климате, в самой неподходящей для развития личности социальной среде. Таким образом, основой воспитания детей в поморской среде были
традиционные социальные и культурные условия, которые формировали и поморскую семью, и поморский национальный характер
Поморы и Карелы — братские народы.