Культура погребения, как известно, во многом отражает религиозные обычаи соответствующих территорий и эпох. Следует отметить, что во многом, благодаря тесному взаимопроникновению культур скандинавов , финнов и карел , сама процедура погребения во многом повторяет данные характерные черты дохристианской эпохи (языческой культуры). До принятия православия и лютеранства, на всей территории проживания карельских племён , господствовало язычество. С учетом всех факторов, можно сказать, что на территории современной Карелии, также как и по всей Скандинавии имелась тенденция, называемая современными историками «двоеверием».


С погребением умершего у карел и близких народов, таких как вепсы, саамы, финны связано много обрядов и обычаев, так или иначе, перекликающихся с дохристианскими понятиями о загробном существовании и о тесной связи умершего с живыми членами семьи. О важности культа мертвых в жизни карел и финнов свидетельствует финский исследователь У. Харва : « На всех этапах жизни индивидуума и рода принято было обращаться к покойным. Они считались стражами морали, судьями обычаев, блюстителями общественного порядка. В этом отношении даже всевышний бог не мог соперничать с жителями Маналы («подземной страны»).


Карелы представляли, что после смерти человек переходит в особое состояние и меняет своё жилище. Карельские кладбища – это памятники языческому времени, и расположены они были ,чаще всего, на озерных островах или в других священных местах, куда из деревни мертвеца нужно было перевезти через воду. Как у многих других северных народов, у карел существовал культ ладьи – той, что перевозит умершего через реку мертвых в другой мир (Манала, Туонела).

Интересно , что такой же обряд был и греков . По их преданиям , после смерти душа отправляется в Аид. Попасть в загробное Царство можно только через реку Стикс. Но чтобы ее пересечь, надо заплатить лодочнику – на этот случай умершему в рот клали монетку. Врата в Аид охраняет трехголовый пес Цербер. Чтобы он не набросился на душу, покойного хоронили или сжигали с лепешкой в руках.

Не редки в Карелии и кладбища на которых вместо привычных “домовин” устанавливали лодки .
По поверью карел из загробного мира предок наблюдает за живыми, судит тех, кто живет неправедно, не почитает умерших, при этом, он мог в качестве наказания наслать на хозяйство нерадивых родственников мор скота или пожар. Поэтому существовала очень четкая и строгая традиция проведения похоронных обрядов. За исполнением ритуалов строго следили старцы поселения и жрецы-шаманы. Отголоски обрядов, связанных с культом предков у карел, зафиксированы еще в начале 1990-х годов, а похоронная причеть – традиционный язык общения с жителями страны мертвых – существовала до 1970-х годов.


Одно из основных представлений культа предков – вера в единство семейно-родовой общности, куда входят и живые, и умершие сородичи.

Помните слова из фильма “13 воин”,
О вижу я отца своего
О вижу я и мать свою и сестер с братьями
О вижу я как наяву предков моих всех до единого
Они призывают меня
И зовут мое место занять рядом с ними
В чертогах Валгаллы
Где вечно живут храбрецы

Когда человек умирал, то открывали окно, задвижку в печи, двери, чтобы его душа могла спокойно вылететь. Предварительно развязывали на покойном все узлы, просили у него прощения. Если умирал мужчина, то обычно ломали иглу для чинки сетей, если женщина – веретено или другое ткацкое приспособление. Как правило, в изголовье умершего собиралась вся деревня независимо от времени суток. Ни в коем случае присутствующим нельзя было сидеть, держа руки или ноги крест-накрест. Поблизости от умирающего ставили чашку с водой. По поверью, когда душа отлетает, вода в чаше должна всколыхнуться. Плакать категорически запрещалось до похорон. Существует поверье, что на том свете слезы родственников превращаются в искры, которые жгут душу.


Если человек «уходил» тяжело, то кто-нибудь из домочадцев забирался на крышу дома, избы и продолжительно стучал над местом, где лежит умирающий, дабы душа быстрее покинула мучающееся тело. Интересен также обычай, когда все вещи покойного сжигались, в частности после двух-трехкратного обмывания, поскольку к ним мгла прикоснуться «калма» (смерть, неизлечимая болезнь). В некоторых деревнях сжигались не только личные вещи покойного, но вещи, к которым он часто прикасался. Сжигались все недоделанные ручные работы и поделки покойника. Огонь в представлениях карел имеет чудодейственную очистительную силу, при его помощи совершались и многие другие обряды, связанные с похоронами и обережными ритуалами, совершаемыми после упокоения.
Обмывание покойного происходило в два или три приема. Обмывали старушки соседки, вдовы, замужние женщины в возрасте. Они же и обряжали его в последний путь смерти. Эта забота о покойном считалась очень почиталась.

Бытовало поверье, что потом покойник встретит их в царстве Туонелы и поможет там освоиться. Тело обмытого клали на специальную доску смерти (kuolian lauda), как правило, в красный угол, положив поверх скамеек. Под голову клали специальную подушечку, набитую паклей, которую потом также сжигали.
Отдельно следует сказать об одежде для покойника. Ее шили либо сразу после смерти, либо загодя. При этом определенные требования предъявлялись именно к самому процессу шитья. Так, шили преимущественно пожилые соседки иголкой вперед (от себя) одинарной ниткой без узелков, для того, чтобы покойник на том свете легко смог снять старую одежду, чтобы получить новую. При этом нельзя было перекусывать нитку зубами. Обязательными при этом элементами одежды карел были чулки, вязавшиеся одной иглой. Обувь шилась прямо по ноге покойника из кожи (коты) или холста. На руки в любое время года одевали варежки и кукель (kukkeli) – специальный колпак: как для мужчин, так и для женщин из небеленого холста.
Три дня и три ночи покойник должен находиться в своем доме, при этом, близкие, как правило, трапезничали рядом с ним, обращаясь по имени, приглашали к столу, разговаривали как с живым. Эта традиция сохранилась до сих пор в качестве подношения еды покойнику (оставляют рядом на столе).

Выносили покойника, ногами вперед, чтобы покойник не мог вернуться в дом и забрать родственников в Калму. При этом на его место клали железные предметы: кочергу, топор и т.д., считалось , что железо обладает «отпугивающими» свойствами. В домах, мимо которых проходила похоронная процессия, также на подоконники водружались металлические предметы быта. Также после выноса домочадцы расплескивали воду от крыльца до ворот, вбивали гвоздь в порог, чтобы покойник не возвратился назад.


После похорон, уходя с кладбища, необходимо было тщательно стряхнуть с ног землю, чтобы не принести Калму в дом. Но можно принести и Смерть не только на ногах, но и в мыслях, и в чувствах. Поэтому существовал целый обряд прикладывания рук к печи, затем ко лбу, лицу, плечам. От Калмы лучшее средство, как говорилось выше, огонь, поэтому родственники обязательно разжигали печь независимо от сезона.


Интересна техника изготовления гробов. Использовались, в основном, доски хвойных пород: сосна, пихта, реже – ель. Иногда использовались доски, взятые с потолка избы, в частности, сеней или сарая. С правой стороны боковой части гроба делался «глазок» — маленькое окошечко, над могилой ставился впоследствии столб с крышей, символизирующий дом для покойника. На сам могильный столб вешалось полотенце, чтобы покойный мог «вытирать руки» . Гроб, намогильную доску делали накануне похорон на улице, а сбивали его и делали окошечко в избе. Что касается могил – то копаются они непосредственно в день похорон. Если могила простоит ночь, то, как считалось в карельских деревнях, может в семье усопшего появиться еще один покойник.


Гроб опускали в могилу на рушниках-полотенцах. После погребения умершего у карел, как и у большинства других языческих народов, устраивалась тризна, которая совершалась, по-видимому, над еще открытой могилой. Нередко в жертву приносилось целое животное (очевидно, принадлежавшее покойнику): овца, собака, бык, свинья, лошадь. Мясо жертвенного животного съедалось тут же, над могилой. Считалось, что в этой трапезе принимает участие и сам покойник вероятно, поэтому посуда, которой пользовались во время тризны оставлялась в могиле, вне сруба. После тризны могила закрывалась, и над ней устраивалась небольшая вымостка из камней. Камни вымостки по свидетельствам археологов были обычно сильно закопчены и покрыты трещинами — между камнями залегают зола, угли, кости животных, черепки глиняной посуды.

Поминальная трапеза со временем была перенесена с места захоронения в дом покойника; предполагалось, что при трапезе также присутствует и сам покойник, поэтому из уважения к нему нельзя было двигать стол.
Придя в дом, поминающие, гости и родственники, очищались можжевеловым или еловым дымом. Делалось это следующим образом: в горшок складывались иголки, ветки можжевельника, их слегка поджигали так, чтобы они тлели. Такой горшок ставился у порога избы, чтобы каждый входящий с похорон на поминки гость мог пройти через дым. Можжевеловым дымом в деревнях и сейчас очищают помещения, если в доме присутствует инфекционный больной.


Душа покойного в течение шести недель может возвращаться к своему дому, чтобы вспоминать и прощаться с родными, поэтому, чтобы душа не заблудилась, в течение этого срока на окне должна гореть свеча. Перед тем как навестить могилу на сороковины, в избе подвешивали полотенца на гвоздях или спицах, воткнутых в стену. Корни этого ритуала восходят к шаманизму, т.к. считалось, что по этим полотенцам духи предков могут прийти в гости на поминки. После семи недель душа окончательно уходит загробный мир – Туонелу.
Обычай кремации, судя по всему, восходит к очень древним традициям, в чем наблюдается сходство со скандинавскими погребениями при помощи огня. Исторические вещественные доказательства подобных обрядов можно найти в некоторых сказах, бытующих на территории Карелии.


Интересны ритуалы, связанные с так называемыми предметами, имевшими значение в погребальных обрядах. Так, например, при помощи иглы, которой шили одежду для покойника, можно было наслать порчу. Ее могли воткнуть в подушку, в следствие чего человек мог заболеть или даже умереть. Если воткнуть иглу в супружескую кровать, то муж с женой будут постоянно ссориться. Если сжечь солому, на которой обмывали покойника, или щепки от гроба в печи, то в этом доме заведется нечисть, которая будет пугать по ночам. С другой стороны, если приложить щепку к больному зубу, то можно избавиться от боли.
Интересен также обычай прощания невесты с умершим отцом, если он к сроку ее замужества уже почил. После того, как девушку просватали, первым делом, она навещала родную могилу. Утром мать будила ее особым причитанием, тема которого заключалась в том, что родной отец ждет ее к себе в гости, чтобы благословить на будущий брак. По дороге на кладбище запевалась одна из прощальных «невестиных» песен, которую затягивали подружки. На кладбище к моменту посещения невестой могилы отца собирались родственницы и соседки, которые желали послушать, как она будет «голосить» по почившему отцу и поплакать вместе с ней. Основная идея этого ритуала заключалась в том, что невеста должна известить покойного отца о скором своем замужестве.

В период становления христианства переосмысление языческих святилищ, включая священные рощи, путем постановки в них часовен привело к переосмыслению самих часовен, которые нередко становились местом языческих приношений.
Характерна в этом отношении часовня, посвященная Петрову дню, на языческом святилище на острове Махосаари на озере Селецком, с которой был связан обычай приносить завещанныe платки, полотенца, одежду, шерсть, деньги и различную снедь. Интересно, что после разрушения храма приношения стали складывать у подножья старой сосны.

Следовательно, замена часовни деревом не отразилась на характере ритуала. И случай этот – не исключение: после гибели многих храмов Карелии приношения продолжали развешиваться на окружающих деревьях. В кладбищенской роще у деревни Пунчойла своеобразным символом двоеверия стал киот, прибитый к стволу древней ели, совместившей таким образом роль «священного» дерева и христианской реликвии.


Любопытно отметить, что отправляемый на кладбище культ мертвых с дарами покойным сородичам в виде «ветровых платков» – полотенец или кусков материи – иногда выходил за круг родственных связей. Пример тому – могила легендарного Роккачу (национального героя карельского народа), являвшаяся на протяжении нескольких столетий объектом массового культового поклонения, что подтверждается множеством привязанных к соседнему дереву «ветровых платков».

 
Miteri Panfilov
Источники:
Стриглава // Особенности погребальных обычаев карел
“Традиционный карельский дом” В. Орфинский , И. Гришина