Перед началом статьи , как введение , хочу добавить, что карелы из Людикова конца , самого старого района Новгорода, где кстати и проводились суды и вече. Так вот эти карелы после захвата и раграбления Новгорода московитами народ в дальнейшем называющий себя и сегодня карелы людики ушли на озеро Сандал, где и был создан куст карельских деревнь. Позже при русской переписи он стал называться Лычноостровский погост с центром на Лычном острове.

А один из самых богатых и уважаемых вельмож Новгорода карел Марк Памфилов со своими домотчатцами и прислугой устроился в Заонежье.
Именно он выделил один из своих островов и дал деньги под Палеостровский монастырь, для центра старовероверческой веры.
Который в последствии сожгли русские, по некоторым источникам там погибло около 3000 карел староверов.
 
Рассмотрим на примере статьи “Карельские древности в Новгороде” А. Б. Варенова , как НЕРУССКИЙ город Новгород становиться русским .
Мои комментарии в скобках
Автором настоящей работы выделены основные категории карельских древностей в Новгороде : фибула пластинчатая – подковообразные орнаментированные (I экз.), фибулы овально-выпуклые (4 экз.), цепедержатели биспиральные (4 экз.) и крестообразные (1 экз.), ф – видные пронизки (6 экз.), рукояти ножей бронзовые с “романским” орнаментом (4 экз.), ножны составные женских ножей с “аканфовым” орнаментом (3 экз.), ножны цельнометаллические женских ножей (1 экз.), бусы бронзовые орнаментированные (20 экз.), копоушка бронзовая ажурная (1 экз.).
После публикации В. Л. Яниным восьми карельских берестяных грамот с Неревского раскопа усадьба Е прочно вошла в науку как усадьба “карельского данника”.
(Очень остроумный вывод .На самом деле обычный гражданин Новгородской республики)

В публикации А. М. Спиридонова более 10 таких грамот . По нашему мнению, круг карельских берестяных грамот может быть расширен. Остановимся на находках с усадьбы Е Неревского раскопа. Ярус 18 (1161 – 1171 гг.). К ярусу относится грамота № 159, адресованная “Цюдину и жене от Клиша”. Какой имеется в виду Чудин сказать трудно. Во всяком случае это не летописный боярин Микула – Николай Чудин, известный вместе со своим братом Тукы, как финны попавшие в Киев во время походов Владимира. (Финны в 12 веке? понятно любому, что речь должна идти о карелах.) Николай Чудин участник составления Правды Ярославичей, человек, оставивший свой автограф, по мнению А. А. Медынцевой, на стенах Новгородского Софийского собора в виде посвятительной надписи № 182, тот о котором В. П. Татищев убежденно писал, – “Чудин в Новгороде был посадник, он внук Добрыни, вуя Владимирова”.
(Посадник кого и куда ? На самом деле просто вельможа карельский )
 
Между Микулой Чудиным и Чудиным грамоты № 159 разница не менее 100 лет. Прозвище Чудин образовано от этнонима Чудь, которым новгородцы именовали первоначально карел. По мнению В. А. Егорова, “Внук Чудин у деда славянина может быть понятен только, как сын его дочери выданной замуж за Чудина”.
(Егоров этот видимо присутствовал при свадьбе карела со славянкой ? Если нет от куда это утверждение ? На самом деле речь идёт о всё том же роде карельском).

Формулировка Чудину и жене предполагает, что адресат проживал на усадьбе Е вместе с семьей, что объясняет находки предметов женского чудского убора на ее территории. Во всяком случае, грамота № 159, хотя собственно карельской ее не назовешь, свидетельствует о контактах жителей усадьбы Е с финно-угорскими провинциями не позднее 2-ой половины XII века.
(То есть речь идёт о карельской семье жена носит карельские украшения , но она по мнению русских славянка. А грамоту назвать карельской нельзя? ) Ярус 16 (1197-1224 гг.) Полая подвеска – конек. Эти подвески явились предметом монографического рассмотрения автора вместе с Л. А. Голубевой.” Выявляется три очага особо плотной концентрации и, очевидно, производства этих подвесок: Новгород (1/4 всех находок найдена в городе), Ижорское плато и на территории Карельского перешейка известно II экз. полых коньков – подвесок, в Финляндии .
(Откуда в 12 веке появляется Финляндия русские “историки” не объясняют)
 
Ярус 14 (1238-1268 гг.) Грамота № 292 – заклинание “божьей стрелы” – молнии на прибалтийско – финском языке в кириллическом написании. По предложению М. Хаавио грамота является записью клятвы .
В том же ярусе найден наконечник ножен карельского женского ножа с “акаифовым” орнаментом. Ярус 13 (1268-1281 гг.). Найдена овально – выпуклая бронзовая фибула типа Н по Ю. Айлио.” Ярус 12 (1281 – 1299 гг.). Полая подвеска – конек. Бронзовая рукоять карельского женского ножа с “романским” орнаментом. Ярус 11 (1299-1313 гг.). Две полые подвески – коньки. Ярус 10 (1313- 1340 гг.). Полая подвеска – конек. Ярус 9 (1340-1349 гг.). Грамота № 286. Переписка карел Димитра и Григория: “Ныне ця послале Кореле на Каяно море” о заключении мира на “меже Юрия князя”, под которой, как убедительно показал В. Л. Янин, имеется в виду рубеж Ореховского мирного договора 12 августа 1323 года, заключенного между Новгородом (при князе Юрии Даниловиче) и шведами. Сама политическая ситуация написания грамоты № ?.86 соответствует зиме 1338-1339 гг., когда новгородцы послали (Отметим что русские пишут в статье Новгородцы не карелы. Карелы пишут что они заключили со шведами договор .Но почему то договор этот подаётся как русских и шведов . Как можно вообще такие труды выдавать за научные изыскания ? Но русские могут .И так продолжим , карелы посылают карел ) “Кузьму Твердиславица и Олександра Борисовича посольством и привезоша мир, доконцавше по тому миру, что доконцали с великим князем Юрьем в Неве…” Ярус 8 (1369- 1389 гг.). Грамота № 278 найдена в срубе Е8С. Образец “присловия”, т. е. записи изъятия податей (термин взят из грамоты № 286). Грамота содержит карельские имена: Икагал, Иголас, Леинул, Сидуй, Авиница, Истовной, Муиомел, Игалин; топонимы: Лаидикола, Калитица, Курола. Документ написан почерком Григория, писавшего грамоту № 286.
Грамота № 279 – челобитная Михаила и всех “Паозерчан” Максиму, Онанье и Кесту. Топоним Пашозеро полукалька (полуперевод) – переведена вторая половина топонима – “jarv” – озеро. Ярус 7 (1382-1396 гг.). Этноопределяющих находок не зафиксировано. Грамота № 281 Обращение Наума и Григория к “даннику Новгородскому” рассматривается В. Л. Яниным в одном ряду с “карельскими” берестяными грамотами.
(Снова “данник новгородский” Откуда дровишки ? Да так просто надо вот надо назвать карел данниками и пожалуйста называем – есть доказательства ? А зачем это же пишут русские “историки”. Данник и всё !) Ярус 6 (1396-1409 гг.).
 
Грамота № 130 представляет собой образец “присловия”: “У Вигаря 20 локоте хери без локоти. У Валита в Кюлолакши 14 локотей хери. У Ваиваса у Ваякшина 12 локтей водмола и полотретиянацате локти хери. У Мелита в Куроле 4 локти xepn”.is “Херь” и “водмол” – сорта ткани. Валит – характерное карельское полуимя – полузвание. Карельский топоним Курола уже упоминался в грамоте № 278. (О как “Валит – характерное карельское полуимя – полузвание” ) В слое яруса найдено многобусенное височное кольцо – форма, характерная для древностей води.”‘
(На всякий случай для тех кто не в курсе водь ижора эcтоны и карелы это практически один и тот же народ НИ РАЗУ НЕ СЛАВЯНЕ)

Ярус 5 (1409- 1422 гг.). Грамоты №№ 248 и 249 – две части одного документа, найдены вне сооружений. Он содержит обращение “корилы погоской” Кюлолакшской и Кюриекской Господину Великому Новгороду с жалобой на обиды с “нимечской”, т. е. шведской половины. Грамоты подробно разбирались В. Л. Яниным, А. М. Спиридоновым, Л. В. Черепниным, И. П. Шас-кольским. Упоминаемые в грамотах топонимы Коневые Воды у Жабия Носа (калька карельского топонима Orivesi), Севилакша, Кюлолакша, уже упоминавшиеся в грамоте № 130, четко топографируются на Карельском перешейке.” Жалоба карел в документе соответствует политической ситуации 1396 года: “В лето 6904 того же лета пришедше немцы в Карельскую землю и повоеваша два погоста Кюрьекский и Кюлолакский и церковь сожгоша, и князь Константин с корелою гнася по них и язык изыма и приела в Новъгород…”
(Ну кончено это же жалоба карел русским .Мол спасите русские помогите это же сразу ясно ? На самом деле это общение карел с карелами).
 
В том же ярусе на кв. 993 найдена булла двинского посадника Кирилла Дмитриевича. (Опять это русское загодочное слово “посадник ) Ярус 4 (1422 – 1429 гг.). К данному ярусу относится пластинчатая конская двухглавая подвеска (4-9-11356), являющаяся отголоском XV в. прикамских пластинчатых подвесок VII – XI вв., исследованных Л. А. Голубевой.
(Снова крючкотворец показывает супер знания археологии на карельских землях .Слов нет ! Повторяюсь конские подвески – карельские подвески ).
В основное время своего бытования они проникали на западе в Швецию. (А вот это исторически верно ! Но об этом после).

Исследователи карельских древностей А. Н. Кирпичников и В. П. Петренко отметили ту особенность, что в слоях XIV – XV вв. встречаются вещи вполне синхронные своему слою и в то же время являющиеся анахронизмом, т. е. воспроизводящие и переосмысливающие форму предметов гораздо более ранних. В том же ярусе – грамота № 243 от Семена Корелина к господину с просьбой пожаловать селом Пытаевым. К карельским берестяным грамотам письмо отнесено из – за прозвища Корелин, образованного по тому же принципу как и Чудин.
(Очень интересно откуда появилось “господин”, а да это врождённая русская Формула русского бытия Раб и Господин).

Таким образом со 2-ой пол. XII века по 1-ю треть XV века прослеживается отчетливый континиум в переписке усадьбы с Карельским перешейком и вещевом материале карельского происхождения, свидетельствующем о проживании на усадьбе выходцев из Карелии с семьями, как свидетельствует грамота № 159. Своеобразия в архитектуре и планировке жилищ ус. Е не прослеживается.
(Вот интересный момент на который конечно русские внимания не обращают . Но мы обратим ! “”Своеобразия в архитектуре и планировке жилищ ус. Е не прослеживается.”” То есть обычная усадьба полное совпадение другим домам в городе Новгороде . Живут карелы строят карелы ! )

Известная концентрация и хронологическая последовательность находок финно – угорского происхождения наблюдается на усадьбе И Неревского раскопа, впрочем без карельских берестяных грамот, что не позволяет однозначно отнести к числу карельских.
(Вы прочитали последние предложение? Опять карельские артефакты превращаются в никому неизвестные-финно-угорские ! И никак не позволяют отнести их к карельским).

Ярус 15 -14. Дужка многобусенного височного кольца. Ярус 14. Проволочное браслетообразное височное кольцо. Пластинчатая двухголовая зооморфная подвеска необычной формы (14- 15- 1791 ). Ближайшие аналогии ей М. В. Седова видит в находках из курганов южного Приладожья (XI в.) . Бубенчик полой подвески – конька. Ярус 13 (1268-1281 гг.). Овально – выпуклая фибула с лилие-видным орнаментом типа Y по Ю. Айлио. Они характерны для памятников Карелии. На том же квадрате цельнометаллические бронзовые ножны женского ножа (13-16-1916), впервые опубликованные П. И. Засурцевым. Ножны такого типа характерны для эстонского женского этнографического костюма. Два экземпляра происходят с Ижорского плато (Мануйлово, Волховитцы), где датируются XIII – XIV вв. Бронзовая рукоять женского ножа с “романским” орнаментом. Горизонтальный бронзовый игольник с шумящими привесками (13- 16- 1609), которому М. В. Седова находит аналогии в Приладожье, Латвии, Эстонии, в Скандинавии и Финляндии.(опять перечислены карельские земли) Ярус 12 (1281 – 1299 гг.). Фрагмент оловянного браслета с концом в виде головки гуся (утки) с раскрытым клювом. Аналогичный браслет известен только на Людогощинском раскопе (1972 г.). ( Карельская утка)

На ус. И -1 в этом ярусе – ф – видная пронизка; полый конек – подвеска; бубенчик от такой же подвески. Такой же бубенчик . Ярус 11 (1299-1313 гг.). Полая подвеска – конек и 2 фрагмента таких же подвесок. Полный набор обоймиц кожаных ножен карельского женского ножа с “аканфовым” орнаментом. Фрагмент шумящего браслета с колечками.Ярус 10 (1313-1340 гг.). Полая подвеска – конек. Ус. И-1. Полая подвеска – конек. Ярус 8. Две полые подвески – коньки. Фибула подковообразная с зооморфными концами прибалтийского типа. (Опять “прибалтийского типа! Карельский на самом деле ) Грамота № 332 содержит просьбу Кирьяка к Вышене выслать коня и воинское снаряжение в случае “ежи князь поиде”. К этим ярусам относятся хрестоматийные рисунки мальчика Онфима. (Гр. №№ 199 – 208, 210). С яруса 13 по 9, т. е. 2 – ой пол. XIII века по 2 – ю пол. XIV усадьбой владеют духовные лица, возможно, связанные с миссионерской деятельностью. Этот вывод вытекает из этикетки № 323 “Марии черницы”, обрывка молитвы № 331, этикетки № 319 “Еваиово Попове”. Особенно показательна грамота № 313, содержащая проклятие в адрес “поганых”, т. е. язычников. С 9 яруса усадьба становится владением Мишиничей – Онцифоровичей. Вещевой материал свидетельствует, что в это время на территории усадьбы находились выходцы из северо – западных провинций Новгорода, возможно из Эстонии или даже Восточной Финляндии, особенно, в период 13 яруса -2-ой пол. XIII века. (Восточная Финляндия или Эстония ) Ну никак нельзя сказать о карелах?)

Неревским раскопом карельское эпистолярное наследие в Новгороде не ограничивается. Так в котловане новгородского универмага при наблюдении за работами была найдена грамота № 403 – яркий образец “присловия” с приложением карело – славянского глоссария – разговорника.”
На других раскопах (Нутном и Троицком) наблюдается такая же, как и на усадьбе Е, взаимосвязь между свидетельствами берестяных грамот и вещевого материала. Грамота № 590, содержащая древнейшее упоминание карел в новгородских письменных источниках: “Литва встала на Корелу” датируется 1065 – 1085 (23 ярус по друсологии Нутиого раскопа). Она сопровождается находкой карельской овально -выпуклой фибулы типа Б по Ю. Айлио (дата 1257 – 1276 гг.), полой подвеской – коньком (Нут. 14/13- 19-49) типа 3 по Л. А. Голубевой, А. Б. Варенову, фрагментами полых коньков – подвесок, многобусенными височными кольцами, конусовидной шумящей привеской, характерной для фишю – угорских древностей. Примерно такая картина наблюдается и на Троицком раскопе, втором по величине в Новгороде после Неревского раскопа. (Людин конец). Учтенный из материалов раскопа карельский вещевой материал корреспондируется берестяной грамотой № 589, адресованной “От Жилы к Чудину”(стратиграфически сер. 20 – х -50-е годы XIV века), содержащей просьбу вернуть долги.Это третий Чудин после двух упомянутых выше.
 
Особая концентрация карельских древностей на раскопе: пластинчатая подковообразная орнаметированная фибула, овально – выпуклая фибула типа Н по Ю. Айлио, двуспиральный цепедержатель, бронзовый игольник и другие предметы связываются Л. В. Покровской с усадьбой В. Карельские этнохарактерные вещи встречены не на всех раскопах Новгорода. Но они известны на Неревском, котлован Универмага (Неревский конец), Троицком, Кировском, Тихвинском, Дмитровском, Нутном раскопах и Рюриковом городище . На Ильменском, Готском, Михайловском, Торговом, Рогатицком, Людогощинском, Козьмодемьянском раскопах они не найдены. (но это не говорит о том что их там нет) Раскопы с карельскими вещами относятся к трем древнейшим концам города: Неревскому, Славепскому и Людину. Карелы появлялись и проживали одновременно в трех основных концах и пригородной княжеской резиденции, какой было Рюриково городище. Визиты карел начали происходить, очевидно, со 2-ой половины XII века и продолжались, по всей видимости, вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 году.
(Вы посмотрите, что они пишут !
“Визиты карел”???
Если прочитав всё вышеописанное Вы ещё сомневаетесь в том ,что Новгород НИ РАЗУ не русский, а скорее карельский город то мне нечего больше добавить.