Священная ладья нашла свое отражение в погребальном культе. В Карелии были найдены погребения в ладье, которые относятся к V—X векам

Также в некоторых карельских могилах были найдены заклепки, которыми обычно в те времена скреплялись борта лодок. Известный шведский археолог О. Монтелиус, неоднократно встречавший в скандинавских погребениях эпохи викингов отдельные заклепки, трактовал эти заклепки как символ погребения в ладье. Такая трактовка была принята большинством исследователей, в том числе А. Хакманом, для карельских могильников.
 
В одном из могильников близ Ховинсаари Швиндт раскопал два погребения XIII в.. в которых трупы оказались положенными в выдолбленные бревна. Эти бревна, по-видимому, символизировали собой лодку причем лодку древнейшего типа, так называемую однодеревку (выдолбленную из одного ствола дерева). Подобные гробы изготовлялись в глухих районах Карелии до конца XIX в.

В XIX—XX вв. в Карелии сохранялась и другая пережиточная форма культа ладьи: вместо домиков или столбов, в некоторых районах над могилами ставились перевернутые или распиленные на две части деревянные лодки.

Своеобразную форму культа ладьи обнаружил в 1930-е годы финский этнограф Хирсьярви на кладбище начала XX в.вблизи Суистамо. Там, на одной из могил, на вершине двускатной крыши, покрывавшей обычный деревянный крест, была сверху прибита вырезанная из дерева миниатюрная модель лодки с веслом. Связь культа ладьи с погребальным культом вполне объяснима данными карельской мифологии. Заклепки и похожие на лодки гробы символизировали собой ту ладью, которая должна будет перевезти покойника через реку мертвых в загробный мир.

В условиях Карелии с ее бесконечными лесами и бездорожьем лодка до начала XX в. являлась исключительно важным средством передвижения, средством связи с внешним миром; кроме того, в неплодородных карельских землях главным источником существования было рыболовство, лов рыбы с лодок. В связи с этим возможно и второе объяснение важной роли культа ладьи в погребальном обряде карел. Поскольку загробная жизнь представлялась каким-то подобием земной жизни, карельский крестьянин, на земле не расстававшийся с лодкой, должен был захватить с собой лодку и для жизни «на том свете».

И. П. ШАСКОЛЬСКИИ. Ежегодник музея истории религии и атеизма 1, 1957 М.-Л. ( отредактировано )