Они (карелы) приготовляют топоры, ножи, разные вещи для мореходных судов и, наконец, охотничьи ружья (винтовки), которыми не только снабжают своих земляков, но и всех Поморов, нарочно приезжающих сюда за этими ружьями.
«Древнекарельские кузнецы владели высоким мастерством, профессионализмом »– пишет в своей книге «Древние карелы» С. И. Кочкуркина.

В 1630-х годах в Маслозерской (karjalaksi Voijärvi. Ei vain se ole sanasta voi, se on saamelaisesta sanasta) «волостке» среди 31 проживавшего здесь крестьянина 16 являлись укладными кузнецами; к примеру, в соседней Пебозерской волости (Pebärvi) среди 13 крестьян и бобылей значилось 4 укладных кузнеца.

В крупных масштабах продукция карельских кузнецов расходилась далеко за пределы Карелии. Железные црены, или большие сковороды для выпаривания соли, сотнями сбывались в Поморье. Не один пуд гвоздей и около 140-150 длинных полос железа требовалось для изготовления црена. Все кузнецы, как правило, совмещали занятие кузнечным промыслом с сельским хозяйством: сеяли рожь, косили сено. Как пишет К. Н. Сербина, сохранились отдельные сведения и XV века о кузнецах на севере Карелии: «Так, в 1459—1470-х гг. кузнец Семен дал карелянину Олфую Юрьеву деньги под залог земель на реках Выге и Шуе».[

Карельские кузнецы делали «отличные» винтовки, серпы, косы, рыболовные крючки, топоры, ножи, что пользовалось у поморов большим спросом.

В 1849 году, описывая занятия карел Кемского уезда Архангельской губернии, В. Верещагин, в частности, сообщал: «Второе занятие здешних Кореляков состоит в кузнечном мастерстве, которым они славились издревле. Это мастерство так же, как и ткаческое, было самым древнейшим ремеслом и было очень уважаемо ими, потому что изобретение железа они приписывали богам.

Карелы приготовляли стрелы, копья, мечи, которыми торговали, если верить сагам, в коих прославляется Финское оружие. В горах Карелии, и особенно в болотах, находится много железных руд. Кореляки, достают эту руду и обрабатывают ее в своих кузнецах.
Они приготовляют топоры, ножи, разные вещи для мореходных судов и, наконец, охотничьи ружья (винтовки), которыми не только снабжают своих земляков, но и всех Поморов, нарочно приезжающих сюда за этими ружьями.

Особенно процветает кузнечное мастерство в деревнях Юшкозере и Маслянной. Те из Кореляков, которые ищут успеха в торговле и не хотят возиться с наковальнями, избирают себе особое занятие, также чрезвычайно полезное, – именно кораблестроение.

Верстах в 15 от города Кеми есть большая карельская деревня Подужемье, в которой живут потомственные судостроители. К ним всегда обращаются Поморы, когда желают строить ладьи. Эти мастера не знают ни чертежей, ни планов, но руководствуются при строении только навыком и каким-то архитектурным чутьем.