У народа в Беломорской и Олонецкой Карелии, как и в финской части Карелии, живущего на приграничных территориях между двумя государствами и защищавшего свою независимость на протяжении веков, есть, вне сомнения, более чем своеобразные древние археологические памятники, а также, живя в глуши, он сохранил многие свои национальные жизненные устои, унаследованную от своих предков священную память, – у этого народа должна быть и собственная история, ещё не написанная, ещё находящаяся в колыбели.
Материальную основу для написания такой истории предлагают, помимо сохранившихся в древних монастырях документов, передающиеся из поколения в поколение устные рассказы и руны, древние курганы и кладбища, предметы каменного и железного веков, старинные места поселений и т.д.
Прочие черты наиболее древнего времени можно, вне сомнения, увидеть в старинных зданиях, которые ещё используются, в кладбищенских крестах, хозяйственных и т.п. предметах, костюмах и древних обычаях народа.

Эти древности беломорские карелы должны, как и до этого, тщательно хранить и беречь. Кладбища сами по себе будут, конечно, сохраняться. Но деревянные кресты быстро разрушаются и могут менять свою форму под внешним воздействием. Когда я более десяти лет тому назад посетил Беломорскую Карелию, на каждом кладбище у всех находящихся там крестов был свой своеобразный КАРЕЛЬСКИЙ ОБЛИК, в каждой деревне на кладбищенских голбцах были одинаковые декоративные украшения и формы, хотя на каждом можно было увидеть и свои отличительные черты.

Такое независимое отношение к памятникам, поставленным усопшим, демонстрирует высокий уровень художественного вкуса и серьёзный религиозный пиетет. Буднично однообразный крест без элементов украшения ни в коей мере этого не демонстрирует, этого нельзя увидеть и в наших кладбищенских крестах, сухих и и безвкусных деревянных и каменных, зачастую грубо изготовленных каким-нибудь мастеровым. Карельские кресты нужно бы, после того как они упали, собирать и хранить где-нибудь на чердаке часовни, а на их место поставить новые. К этому обязывает уважение к памяти усопших.