Карелы праздновали его в конце октября – первых числах ноября “Кегри” (сев. Kekri; тверск. кар. Kegrin paiva) . Праздник интересен ещё тем , что совпадает по времени с празднованием ещё одного известного праздника .
Хе́ллоуи́н ( английское название Halloween или его первое кельтское название trinoxtion Samoni sindiu ) — современный международный праздник, восходящий к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, история которого началась на территории современных Великобритании и Северной Ирландии. Историк Николас Роджерс, изучавший истоки Хеллоуина, отмечал, что, несмотря на попытки связать его происхождение с древнеримским праздником Паренталий (от parentes — родители), который праздновался 13-21 февраля, прообраз Хеллоуина, вероятнее всего, зародился с появлением кельтского языческого празднества Самайн, празднование которого длилось семь суток — по трое суток до и после самого Самайна в ночь на 31 октября, описание которого появляется в староирландской литературе начиная с X века. Название этого праздника произошло от староирландского слова Samhain, которое означало «конец лета» и впоследствии превратилось в ирландское название месяца ноября .
Эх , не с проста британский полковник Ф. Дж. Вудс сравнивал карел с ирландцами . И мы и они непокорное племя и мы и они почти утратили свой язык , но не стали частью своих завоевателей !
Видимо и королевская знать Великобритании знала об этом, отвергнув Петицию карел в 1919 году . Не хотели ещё одного непокорного народа на свою голову )).
Празднование Нового года происходило в ночь на первое ноября. В эту ночь, по древнему поверью кельтов, миры живых и мертвых открывали свои двери, и обитатели потустороннего мира пробирались на землю. Кельты называли эту ночь Самайном . На улице возле домов оставлялись угощения для духов, а сам народ собирался у костров и приносил в жертву животных. Для того чтобы не стать жертвами духов и приведений, кельты надевали на себя звериные шкуры.«Среди духов были хорошие и плохие , считали ирландцы Духи умерших родственников приносили добро и удачу. Но были и злые привидения, которые могли накликать беду…» .
Кельты надевали маски – чтобы отпугнуть злых духов. А добрых, наоборот, старались приманить: накрывали для них стол в доме, звали заклинаниями.
Очень похоже проходило и празднование карельского праздника “Кегри” (сев. Kekri; тверск. кар. Kegrin paiva) .
Первое упоминание о Кегри также известно из дохристианских времён .
Праздновали его также как Самайн с конца октября по первые первые числа ноября . Праздник сохранился до нашего века среди карел средней Карелии, у Тверских карел, следы этого дня отмечены и у карел в Финляндии .
Начинался он с поминального обряда , то есть так же как и у ирландцев был связан в духами умерших . Также известно , что изначально одной из основной составляющей праздника было жертвоприношения . Как пишет М. Хаавио, 1 ноября день Кегри активно отмечали в Саво и Карелии еще в XVII — XVIII веках. Исследователь рассказывает , что за неделю до праздника выбирали лучшую, чаще всего годовалую овцу (kekrilammas – овца Кегри), отделяли ее от стада и усиленно кормили, готовясь к жертвоприношению.
Среди карельского населения восточных районов Финляндии в конце ХIХ в. бытовала традиция вечером, накануне праздника Кегри, топить баню для покойных предков и сородичей. Карелы также хотели всячески угодить духам своих предков . Покойным предкам готовили воду, веники, чтобы они могли попариться и помыться. В избе, тем временем, накрывали праздничный стол. Спустя некоторое время, в баню шли хозяева, а покойные, согласно традиционным представлениям, приходили в дом и приступали к ужину. Затем наступал черед ужинать живым, а мертвые шли якобы спать на заранее подготовленные для них постели.
У кельтов в Самайн существовал ритуал молчаливого ужина (Dumb Supper), когда за столом накрывали свободное место для умершего предка.
После ужина у карел по деревне ходили ряженые. У тверских карел праздник называли «Kegrin paiva» . Основным элементом обряда в этот день было пугание, поэтому ряженые одевались в вывернутые наизнанку шубы, головными “уборами” служили корзины, решета, подойники. В некоторых фигурах можно было узнать коней и коров.
Самайн, чаще всего в древнеирландских памятниках обозначается как «ночь Самайна» (adaig Samna). Самайн, судя по древнеирландской литературе, был границей между старым и новым годом . Самайн, как и Керги считался поворотным моментом как скотоводческого, так и земледельческого цикла. Самайн соответствовал завершению летнего пастбищного сезона. Овец и крупный рогатый скот пригоняли с холмов, собирали в стадо и вели на убой, щадили лишь часть животных — на размножение.
Карелы в день Кегри завершали также пастушеский сезон. В Пасху колокольчики вешали животным, а в этот день снимали.Интересно , что Кегри предстает не иначе как некое одушевленное существо: Kekri lehmalla kellon vei, paasiainen paahan toi (Кекри у коровы колокол унес, Пасха – на шею принесла); Kekrina kello naulaan, paasiaisena kaulaan (В Кегри колокол – на гвоздь, в Пасху – на шею). Именем «кеури» именовался и пастух, который последним пригонял скот в завершающий день выпаса.

В древнеирландских памятниках обозначается праздник обозначался как «ночь бога Самайна» (adaig Samna). Более древнее кельтское название того же, праздника было найдено на бронзовых табличках галльского календаря из Колиньи — “trinoxtion Samoni sindiu” !
Вот оно связующее звено , которое никто из исследователей так и не сумел найти “sindiu “!!! (святочный персонаж карелов Сюндю).

Тверские переводят день Кегри как пугало-день, а самих ряженых называют кегри: В день кегри придут ряженые-кегри, надо дать шерсти, накормить мясным (Kegrinpaivan tullah kegrit, piday andua viilua, syottia lihahizella). Причем, это относится и к святочному периоду: ряжеными, как кегри, ходили по домам до рождественского поста (Kegrina kaveldih ennen ros-tuonpyhia).
В Карелии жертвоприношение было «смыслообразующим компонентом» многих традиционных сельских праздников, а во время Святок- Сюндю даже разыгрывали некое театрализованное действо, имитирующее «убой быка».

«Древние кельты (предки ирландцев ) делили год на две части – лето и зиму», – объясняет ирландский историк Джо Конлон (Joe Conlon). «Лето начиналось в Бельтайн (Bealtinne) – 1 мая и длилось до Самайна – 31 октября. После Самайна начинался новый год по кельтскому календарю. Над миром властвовала вечная зима».
После дня Кегри карелы также считали , что начиналась зимняя часть года . Карелы вспоминают , что “Рождество раньше не считали таким большим праздником , как Керги” – Ei jouluu ennen niin suurena juhlana pidetty kuin kekrinё .
После появления у карел православной веры праздник Керги как конец года и начало нового , отходит на второй план и его заменяет христианское Рождество.

Начало года отмечали на Рождество (25 декабря), а при Петре I был установлен праздником Новый Год – 1 января. Название Рождества было Сюндю – «Рождение», а сочельник накануне Рождества считался датой рождения (synnynpäivä) Христа, но также некоего мифического существа, посланца умерших предков (syndyzet). С Рождества до Крещения праздновали святки (syndyzet, synnyinväli, roštuo, vieristä, vieristän keski, vieristan väli, viändöi, viändöi aiga). В это время ходили в церковь, молодёжь ходила славить Христа по дворам . Во время святок по деревне гуляли ряженые (huhläkat, smuutat) с песнями, плясками , закрывали лица масками, заглядывать под которые запрещалось. Хозяева поили ряженых чаем, давали с собой угощения . Так карельский праздник Керги , органичивающий конец одного года и начало следующего, превратился в Рождество – Сюндю . На территории ливвиковско-людиковского ареала в Южной Карелии и, частично, на территории проживания носителей собственнокарельского диалекта в Средней Карелии у поросозерских, ребольских и сегозерских карел (относительно последних см. Конкка 1980, 91-92, 104-110) в значении «святочный дух» известен термин Сюндю (Syndy) или Сюнди (Syndi, Synti).

Интересный материал был записан во время экспедиции 2011 года к карелам-людикам. В селе Михайловском, пытаясь возродить празднование дня Кегри, восьмидесятилетние бабушки вспомнили интересный рассказ, который они слышали еще от своих прабабок.

Рождественский Сочельник. Морозная ночь, ярко светит месяц. Уставшая женщина прядет, так как надо одеть многочисленных детей. Вдруг распахивается дверь, и на пороге появляется копна сена, держащая в руках двенадцать веретен. Существо ударяет женщину по пальцам: «Бог спустился на землю, а ты прядешь! Чтобы до утра спряла на все эти веретена!» Пряха испугалась: и времени уже мало остается, и кудель заканчивается…Но она нашла выход: напрядет немного на веретено, и на лавку его положит…Уже к концу работа приближается… Вдруг петух пропел! И Сюндю пропал, только дверь скрипнула!
Интересно, что бабушки рассказывая об праздновании дня Кегри, но называют персонажа Сюндю. То есть в воспоминаниях современных информантов происходит переплетение, наложение двух образов друг на друга. Это как раз свидетельствует о том, что праздник Святок (то есть время, когда «земля принадлежит» Сюндю) в результате изменения календаря пришел на смену дня Кегри.
 
Тверские карелы, по свидетельству «Летописи» 1869 года, «в день Кегр» постятся до полудня, а затем, «помолившись, садятся за стол и поминают усопших родных». Имеются сведения, что во время праздничного пира «покойники иногда присутствовали через представителей, т. е. ряженых и маскированных посетителей и нищих, или в виде человекообразного чучела». Поэтому взаимосвязь персонажей Кегри – Сюндю , персонифицирующих лиминальное время праздников, несомненна.

Празднование Самайна также связано с некоторыми специфическими играми и гаданиями. Например, можно встретить упоминания о гадании с помощью кожуры: шотландские девушки срезали кожуру с яблок, стараясь сделать её как можно длиннее, и кидали через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии суженого.

Интересен тот факт , что в России этот праздник запрещён для празднования именно в Карелии !
http://varlamov.me/img/–/helloin_zapret1.jpg
А как же тыква ?
Главным символом праздника является так называемый Светильник Джека (англ. Jack-o’-lantern — Джек-Фонарь). Он представляет собой тыкву, на которой вырезано зловеще усмехающееся лицо; внутрь тыквы помещается зажжённая свеча. “Светильник Джека” (Jack-o-lanterns) , ставшим неотъемлемым предметом празднования Хе́ллоуи́на появился только на рубеже XIX и XX веков . До этого неотъемлимой частью праздника была в Ирландии репа . тут мы тоже находим полное совпадение с карельским праздником Кегри . “Репа в яме, баба – на печку, пришёл Кегри” (карельская поговорка). К сожалению я не нашёл источников вырезали ли карелы на репе подобие лица, таких данных возможно не сохранилось. За то эта традиция перекочевала в “блин Сюндю”. Испеченный хозяйкой первый рождественский блин, который кто-то из молодых членов семьи одевал на голову, прокусывая дырки для глаз и носа.
 
Miteri Panfilov

Источники :
Мифы и общество Древней Ирландии Автор Григорий Бондаренко
Традиционные карельские праздники Э.Г.Елына