Сохранение сверкающей чистоты в своей избе возводится в
какой-то ритуал в Карелии.

«Большое мытье», т. е. мытье полов, стен, лавок, углов и всей утвари, производится несколько раз в году — перед большими праздниками и перед сенокосом, и в такие дни можно с уверенностью сказать, что нет ни одной избы в деревне, которая осталась бы не мытой. При этом в черных избах начинают с чистки потолка, соскабливая с него наросший слой сажи, а затем уже приступают к мытью.
 
От тщательного мытья стены из сосновых бревен до линии границы дыма становятся медно-красного цвета; в особенности сверкает своей белизной доска стола, которую не только моют, но и трут «голиком» (связкой тонких прутьев, лишенных листьев), и от такой обработки она кажется сделанной из белого мрамора. «Большому мытью» подвергается не только изба с горницей, но и сени, лестницы со всеми площадками и крыльцо.

В конце каждой недели, обычно в субботу, происходит также обязательное мытье полов, стола, лавок, обметание стен, воронцов. После всякого мытья пол застилается на большем или меньшем пространстве домотканными дорожками и различными половиками и не только в избе, но и в сенях, особенно перед дверями.

Весь этот ритуал сохранения чистоты жилища существует с очень давних времен; он воспевается в рунах Калевалы. Так, в 23-й руне невесте дают наставление, как она должна жить в доме своего мужа:
« Ты стол ы захочешь вымыть
Попоздней в конце недели:
Мой поверхность, мой и сбоку,
Не за буд ь и ножки вымыть.
Ты облей скамьи водою ;
О бмети, как нужно, стены ,
По порядку все скамейки
И в длину все стены дома.
Что на стол насело пыли,
Что насело по окошкам,
Ты смети крылом прилежно,
Вытри тряпочкой с водою ,
Чтобы пыль не разошлася,
К потолку б не поднялася.
С потолка смети ты сажу,
Черноту сотри, как надо,
О печной трубе подумай.
Не за буд ь ты и стропила,
Чтобы горницу узнали
И сочли ее жилищем».

И если, по свидетельству I. Blomstedt’a, финские черные избы пребывают «в черной копоти», то в восточной Карелии черные курные избы, как и жилые белые, производят своей чистотой очень приятное впечатление. И черный потолок вовсе не имеет того угрожающего вида, какой существует в представлении людей, не видавших черных изб, будто с него сыплется или вот вот посыплется сажа и копоть на головы присутствующих.
 
Напротив, кажется, что он не закопчен, а умышленно покрашен в маслянисто-черный цвет. А так как многие курные избы Карелии имеют большую высоту (3,85— 4,20 м), то сочетание черного потолка и таких же стен в верхней их половине со светлыми бревенчатыми поверхностями нижней части стен, с чисто вымытым желтоватого оттенка полом и с белой печью создает очень живописный и оригинальный вид. Этому еще способствует тот мягкий и равномерно распределенный свет, который как в черных, так и в белых избах пропускается через несколько окон небольшого размера.

Габе Р. М . Карельское деревянное зодчество